ЭКОТОК Альтернативная энергетика ветряки солнечные батареи тепловые насосы электромобили биотопливо энергосбережение  спецтехника автомобили строительство выставки eco technology
 
 

В России может стартовать проект по сжижению угля

В ближайшее время Россия может приступить к строительству крупного завода по сжижению угля. Об этом, выступая на конференции «ТЭК Рф в ХХI веке», заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко. По его словам, принципиальное решение по этому поводу должно быть принято правительством. Однако на сегодняшний момент эксперты полагают, что реализация данного проекта в текущих экономических условиях носит довольно экзотический характер. С одной стороны, подобная инициатива может быть понятна с точки зрения руководства страны и отдельных субъектов РФ — строительство перерабатывающих мощностей во многом поспособствует развитию монорегионов, поможет снять социальную напряженность. С другой, отмечают аналитики, пока не очень понятна экономика подобного производства.


По словам министра энергетики Сергея Шматко, завод может быть расположен в Сибири. Возможные варианты — Кузбасс, Якутия и Восточная Сибирь. Как отмечают эксперты, производство жидкого топлива из угля — энергоемкое производство, поэтому кроме близости ресурсной базы необходима дешевая электроэнергия. Срок реализации подобных проектов составляет порядка 7 лет, по оценкам специалистов, потребуется порядка $3 миллиард. Однако некоторые аналитики считают, что строительство углесжижающего завода обойдется дороже — в $5–7 миллиард. Что же касается предполагаемой мощности производства, Сергей Шматко, в частности, отметил: «У нас есть примеры таких заводов мощностью 3–3,5 млн тонн угля в г.». По его словам принципиальное решение по этому поводу должно быть принято правительством.


Производство моторного топлива из угля — know-how далеко не сегодняшнего дня. Во время 2-Ой мировой войны Германия производила синтетический бензин, особенно много его выпускалось после того, как были потеряны нефтяные месторождения Румынии. Немцы делали из угля бензин, а вот солярку изготавливать не удавалось, поэтому каждая тонна дизтоплива ценилась чуть ли не на вес золота и шла в первую очередь на флот — подводным лодкам. После войны производство как совершенно нерентабельное закрыли — страна снова получила возможность импортировать нефть.


Многие эксперты довольно скептически отнеслись к заявлению главы Мин_Энерго. «Думаю, что реализация данного проекта в текущих экономических условиях носит довольно экзотический характер. С одной стороны, подобная инициатива может быть понятна с точки зрения руководства страны и отдельных субъектов РФ — строительство перерабатывающих мощностей во многом поспособствует развитию монорегионов, поможет снять социальную напряженность. С другой — мне пока не очень понятна экономика подобного производства», — отмечает управляющий активами «Пилгрим Эссет Менеджмент» Евгений Пищулин.
По грубым прикидкам аналитиков, основанным на ценах на более традиционные энергоносители, являющиеся потенциальными субститутами сжиженного угольного топлива, а также доступных данных о технологии производства, не получается столь существенной разницы, к примеру, между себестоимостью одного литра моторного топлива, полученного на основе различных источников.

«Разумеется, необходимо делать корректировку на цена электроэнергии и рабочей силы, которая, очевидно, для различных производств будет дифференцированной. Но даже в этом случае, учитывая рост цен на электроэнергию и относительную дороговизну рабочей силы, которые в большем объеме могут быть задействованы в угольном проекте, мне трудно проследить экономическую целесообразность строительства таких производств», — говорит Евгений Пищулин. По поводу возможных цен на моторное топливо из угля эксперты сказать что-либо затрудняются. Получается себестоимость из расчета $0,6–0,8 затрат на литр бензина плюс маржа производителя. Следовательно, масштабного эффекта замещения прослеживаться не будет — эрзац-топливо по цене 25–30 рублей за литр вряд ли станут покупать.

 
 
Добавление комментариев временно отключено!